Ювенальная  юстиция – термин  международный. На  русском  языке  он  звучит  как  «правосудие  для  несовершеннолетних».
     Понятие «ювенальная  юстиция»  возродилось в  деловом юридическом  и  педагогическом  лексиконе сравнительно  недавно. В  конце  XX  века  в  России, на территории некоторых регионов, поэтапно  начала  воссоздаваться  система  органов  ювенальной  юстиции, центральным  звеном  которой является  Суд по Делам  Несовершеннолетних. Поскольку такая  система органов  была  создана  еще  в царской  России (1910 год), а  прекратила  свое  существование в 1918  году, то  многие  поколения  российских  юристов  и  педагогов  недостаточно  знакомы с  деятельностью  современной  системы  органов  ювенальной  юстиции, которая  успешно  развивалась в зарубежных  странах. Видимо, поэтому  попытка  воссоздать  в нашей  стране  ювенальную  юстицию  столкнулась  со  многими  трудностями, и,  прежде всего  с  отсутствием  законодательства,  регулирующего  особую  процедуру  ювенального  процесса, специальной  учебной  литературы на  русском  языке.  Соответствующие  пробелы  существуют и  в  подготовке  студентов  юридических и  педагогических  высших  учебных  заведений. Начиная с 1997 года,  по  настоящее время,  в  России  наблюдается  всеобщее увлечение  специалистов  идеями  ювенальной  юстиции. Характерно, что  приверженцами  ювенальной  юстиции  в  России  становятся  в первую  очередь  не  юристы, а представители  иных  профессий: врачи, психологи, педагоги, таким  образом,  представляется  возможным  представить то обстоятельство, что  на  современном  этапе  развития  общества, в возрождении  системы  органов  правосудия  для  несовершеннолетних заинтересованы специалисты, которые  непосредственно  работают  с  трудными  подростками. Помощь  специалистов  не юристов  является  для  ученых-юристов  весьма  полезной  и   эффективной на  этапе  непосредственного  оказания  медико-социальной  и  педагогической  помощи  детям  и  подросткам,  находящимся  в трудной  жизненной  ситуации. Но при  этом  не следует  забывать о  центральном звене цепочки ювенального процесса – Ювенальном  Суде, вокруг которого группируются все  другие органы, специализирующиеся  на  оказании помощи несовершеннолетним.   
    Исходя  из характеристики  положения  детей  в  России  в конце  двадцатого  и  на  пороге  двадцать  первого  века  и  данных  статистики  преступности  несовершеннолетних, ученые – юристы и  педагоги, совместно  пришли  к  следующему  выводу:  Необходим  пересмотр  положений   Российской  современной  юстиции  и  педагогики  в  отношении  несовершеннолетних  правонарушителей  и  социальных  сирот.
      Учитывая  исторический  дореволюционный  опыт   нашей  страны   и  опыт  зарубежных  стран   (Швеция, Германия, США и  др.)   становится  жизненно – важным  вернуться  к  концепции  восстановительного  правосудия  в  отношении  несовершеннолетних, совершивших  преступления  легкой  и  средней  тяжести,   применять  меры  воспитательного  характера,   аналогично   решается  в  сегодняшнем  цивилизованном   обществе   проблема  раннего  социального  сиротства. 
        Пересмотр  коренных  положений  превентивной  политики  в  отношении  несовершеннолетних   должен  привести   к   уменьшению  преступности  подрастающего  поколения.  Свидетельства  тому,  наметившееся  уменьшение  статистики   преступности  несовершеннолетних  на  территории  Юго – Западного  округа  г. Москвы, Ростовской области, города Таганрога, где  применялась  методика  восстановительного  правосудия   в  отношении  малолетних  правонарушителей  и  детей  оставшихся  без  попечения  родителей.   
      Таким  образом:  изучение  курса  ювенального  права  (ювенальной  юстиции)  студентами – юристами  и  педагогами  способствует   правильному  пониманию  ими  основных  положений  защиты  прав  детства. Не  одна  из  юридических  или  педагогических  дисциплин   не  ставит  целью  - наиболее  полное  освещение  проблемы  защиты  прав  детства, не  способствует  наиболее  лучшему  усвоению  проблемы  восстановительного  правосудия  в  отношении  несовершеннолетних  правонарушителей,  не  изучает  вновь  предложенные  принципы  работы  с   несовершеннолетними,  которые, уже  применяются  на  практике  в  Западных  странах  и  на  территории  города  Москвы, Тулы, Таганрога  и  других  МО.   Восполнить  существующий  пробел  в  учебной  программе  юридического  и  педагогического   факультета, призвано  изучение  новой  дисциплины -  ювенального  права (ювенальной юстиции).                                                                                                                   
      В рамках предмета «Ювенальная  юстиция»  студенты знакомятся с историей создания ювенальной юстиции, насчитывающей более ста лет; узнают, как происходило становление ювенальной юстиции в России в начале двадцатого века; изучают систему и опыт работы ювенальной юстиции зарубежных стран, а также перспективы создания и организации ювенальной юстиции в Российской Федерации. Студенты также получают знания, умения и навыки по вопросам правового регулирования профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних граждан страны.
Особое внимание уделено изучению действующего законодательства и правоприменительной практики в области защиты прав несовершеннолетних. Учебный процесс  студентов  должен  сопровождаться их практикой в "Центре оказания социальной помощи детям», Общественной  приемной  для  молодежи, КДН  и  ЗП  где они  должны  обучаться  под  руководством  профессиональных юристов  и,  преподавателя, приобретать навыки   оказания правовой помощи детям и родителям, находящимся в "социально опасном положении". Семинарские занятия должны  предусматривать   посещения  Центра временной изоляции для несовершеннолетних органов внутренних дел и  ОППН.
      Отрадно заметить, что обучение будущих юристов основам ювенальной юстиции нашло поддержку именно у специалистов, работающих с детьми, и эта поддержка является стимулом к более глубокому изучению проблем детей и поиску новых форм и методов их разрешения.