Повторям определение (Словарь практического психолога, сост. С.Ю. Головин).
Я-КОНЦЕПЦИЯ – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:
   1) когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (-> самосознание);
   2) эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;
   3) оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция – предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:
   1) физическое Я – схема собственного тела;
   2) реальное Я – представление о себе в настоящем времени;
   3) динамическое Я – то, каким субъект намерен стать;
   4) социальное Я – соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
   5) экзистенциальное Я -; как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
   6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
   7) фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция – важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, – одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.