Жить ради детей - лучше жить!

Возрастная психология

Объявление

1.Форум для родителей и потенциальный родителей. Создаётся воронежским психологом Гришиным Владимиром Николаевичем. Русскоязычным родителям профессиональные знания в первую очередь. 2.Психологические консультации: достижение высоких результатов в спорте, карьере, творчестве.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Возрастная психология » Общие. » Трудные дети.


Трудные дети.

Сообщений 11 страница 17 из 17

11

psy написал(а):

Sr71 написал:
Ну зря вы так, о нас, родителях... Да и многие учителя, особенно начальной школы, неплохо разбираются в причинах детского негативизма.Но согласитесь и родителям и учителям даже знающим нельзя останавливаться на достигнутом. Я готовлю тему "Гиперактивный ребёнок" - очень важная тема.

Я уже почти вырастила такого ребенка, сейчас он уже перерос это, по моему, а дело все скорее всего в родовой травме, не умеют наши акушерки роды принимать...

0

12

Elena.M. Nikitina написал(а):

а дело все скорее всего в родовой травме, не умеют наши акушерки роды принимать...

Причины гиперактивности и родовой травме, и в наследственности, и в неблагоприятном протекании беременности.

0

13

"Трудный" ребенок.

Чтобы понять трудного школьника, принять его таким, какой он есть, и повести его развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только увидеть внешние проявления трудных школьников, но прежде изучить истоки трудновоспитуемости: "Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли вы устранить причины его породившие" (Вовенарг). Попытаемся выделить три основные группы трудновоспитуемых школьников и соответственно три пути (направления) воспитательной работы с ними.

Первая группа это школьники, трудновоспитуемость которых обусловлена особенностями "переходного периода". Нетрудно заметить, что при неблагоприятных условиях жизни и воспитания у некоторых детей возникают трудности в периоды кризисов, то есть в периоды коренной перестройки физического, психического и социального развития. Речь идёт о кризисе начальной школы (переход от игровой деятельности к учебному труду) и кризисе подросткового возраста (переход от детства к взрослости), когда развитие ребёнка и подростка характеризуется двумя особенностями: интенсивностью и неравномерностью. Вот почему возможны сбои, ошибки, неравномерности в физическом, психическом и социальном развитии ребёнка. Например, у первоклассника в строении скелета хрящи недостаточно отвердели, поэтому длительное сидение в школе и дома (нередко на неприспособленной мебели) приводит к из лишней его утомляемости. А это сказывается на продуктивности интеллектуальной деятельности и, следовательно, на эмоциональном отношении ребёнка к учёбе: он становится неусидчивым, за уроки садиться не может, если заставляют сопротивляется. У подростков интенсивное развитие костномышечной системы приводит к быстрому росту и интенсивности работы сердечной мышцы (да ещё повышенная подвижность подростка!) и отставанию развития сосудистой системы, в том числе сосудов головного мозга. Последствие этого гипертонические и гипотонические явления, головные боли, сонливость, что отрицательно сказывается на учебном процессе, жизненном тонусе, состоянии психики подростка. Если его заставить что-либо делать, он опять-таки проявляет защитную реакцию в разных формах, хорошо известных учителям: повышенную или пониженную возбудимость, грубость и дерзость, чрезмерный критицизм, непокорность, подростковый негативизм (противоречить во что бы то ни стало!), воздвигает "смысловой барьер"и т.д. Конечно, это вызывает определённые трудности обучения и воспитания детей в этот период.
Такие трудности, связанные с противоречиями отрочества (кстати они блестяще описаны В.А. Сухомлинским в книге "Рождение гражданина"), вынуждают педагога изменить педагогическую позицию в отношении с подростками (в отличие от эффективно срабатывающей в начальной школе авторитарной позиции). Если не изменить позицию, то "трудные" подростки выходят из-под влияния родителей и педагогов. Так, путь преодоления трудновоспитуемости этой категории детей и подростков воспитание, то есть такая его организация на основе возрастных, индивидуальных и половых особенностей, при которой выравниваются и устраняются все сбои и ошибки, допущенные ранее.

Вторая группа дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена отклонениями в физическом и психическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерно раннее интенсивное развитие. Это физические недостатки в развитии различных органов, физические увечья и уродства. Это чрезмерная болезненность детей; привычные, хронические заболевания; детские болезни разного типа; различные тенденции неблагоприятного воздействия среды и т.д. Следует добавить, что отклонения в физическом развитии выступают и в качестве психогенного фактора, влияя на эмоциональное состояние физически нездоровых детей (апатия, угнетённость, неверие в свои силы, грусть, тоска, плаксивость). Наблюдаются и отклонения в психическом развитии: неравномерное развитие и отставание отдельных функций психики, детские и хронические психические заболевания, плохая наследственность, приобретённые неврозы, психозы, истерии, неврастении и т.д. Всё это выражается в поведении детей в виде агрессивности, дерзости, грубости, драчливости, уходе в себя, апатии, равнодушии. Разумеется, при этом создаются трудности обучения и воспитания детей. Подход к преодолению трудновоспитуемости таких детей это сочетание лечения того заболевания, которое имеется в анамнезе развития ребёнка (подростка), и особых мер "щадящей педагогики". В основе её - принципы лечебной педагогики, включающие индивидуальный подход к больным детям в реализации требований учебно-воспитательного процесса, в превалировании метода поощрения перед наказанием, в применении методов и приёмов психотерапевтического воздействия.

Третья группа это дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена педагогической запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и эмоционально-волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер.
Признаки педагогической запущенности:
Отклонения в сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий, морально-этических, эстетических, политических, экономических и других категорий, искажёнными критериями оценки. Например, такими:"Воровал, ворую и буду воровать, так как всё равно все воруют"; "Живу сегодняшним днём всё равно будет война и все погибнут и умрут"; "Скромным быть нельзя, это плохое качество, скромные рохли и растяпы, они в сегодняшней жизни ничего не могут"; "Если друг совершил преступление, его, конечно, надо покрывать, на то он и друг"; "Каждый живёт, как ему нравится, даже если это затрагивает интересы других людей".
Отклонения в поведении состоят в ряде поступков, правонарушений и преступлений. Иначе сказать, это безнравственное и противоправное ("отлоняющееся", "деликвентное", "девиантное") поведение. Наиболее распространённые проступки: озорство и хулиганство, кражи личного и общественного имущества, проступки, связанные с половой распущенностью. К этому списку добавляются и новые виды нарушений: драки-разборки, вымогательство и рэкет, издевательства и преступное преследование сверстников, шантаж, угроза взрывов и диверсий и другие. В подростковой среде всё большее распространение получают: табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, которые ещё больше осложняют педагогическую запущенность подростков-школьников.

0

14

Воровство в детском возрасте.
Автор: Адалин
Дата:   04-02-05 22:26

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?'", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было".

Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "не моя". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) способен усвоить границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем цена вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь дорогая. И гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь - пластмассовая игрушка, например.

Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Если малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений. Имеется в виду публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых. Лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть.

Если ребенок был замечен в краже:

- не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее,

- не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

- не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

- не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

0

15

ребенок ворует деньги у родителей
Автор: Адалин
Дата:   09-21-05 12:54

Здравствуйте, Надя,

чтобы правильно поступить в Вашем случае, необходимо знать, по какой причине ребенок ворует деньги из дома.

Причины могут быть следующие:

1. В подростковом возрасте детям очень важно признание и уважение сверстников. И если подобное поведение у него началось недавно, то можно предположить, что данное проявление (воровство денег и раздача их приятелям) связано с личностным становлением, кризисным периодом, желанием самоутвердиться, возможно, занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, приятелями...

В этом случае надо помочь ребенка завоевать авторитет другим способом. Если он физически слаб, то отдать его в спортивную секцию, если плохо успевает по каким-то предметам, вплотную заняться его учебой. Необходимо в доброжелательной обстановке объяснить мальчику, что дружбу и уважение за деньги не купишь.

2. Ребенок мог попасть в плохую компанию, его могут заставлять воровать деньги у родителей. Основная проблема здесь все та же неуверенность в себе и неумение сказать "нет".

Доказательно и терпеливо поговорите с ребёнком о том, что настоящих друзей в жизни не так много, а люди, которые "подбивают" к действиям, грозящим негативными последствиями, в том числе уголовным наказанием, не могут называться друзьями, и общение с ними нужно прекратить; почитайте вместе с ребёнком Уголовный кодекс и поговорите о том, не боится ли он уголовного наказания; вдохновите ребёнка на поиск новых друзей и увлечений.

Также поговорите с сыном о том, что сейчас он находится уже в том возрасте, когда совершается выбор судьбы: он может пойти по дороге успеха или свернуть на дорогу бед и бесславия. Подумайте вместе с ребенком о том, к чему может в будущем (к каким последствиям) привести его поведение сейчас. Но еще раз повторим, что разговор должен вестись в доброжелательной обстановке, без нравоучений, ребенок должен видеть, что Вы искренне стараетесь ему помочь, что Вы его не смотря ни на что любите. Обязательно надо давать возможность ребенку высказаться, но при этом не комментировать его слова, а просто внимательно его слушать.

Три сверхустановки должны быть внушены ребенку: "очень хочу, но нельзя, и я отказываюсь от желаемого", "очень хочу, но стыдно, и я отказываюсь от желаемого", " очень не хочу, но надо, и я выполняю требование, требуемое от меня".

3. Воруя деньги, ребенок может стремиться таким образом получить родительское внимание, пусть и в негативной форме.

В наше время многие родители вынуждены пропадать на работе с утра до ночи. И практически все они испытывают чувство вины перед своим ребёнком, зная, что следовало бы уделять ему больше времени. Недостаток внимания они пытаются компенсировать всевозможными подарками. Постепенно ребенок привыкает к такому проявлению любви со стороны самых близких ему людей. Но эта любовь-заменитель не приносит желанного удовлетворения. Радость от очередного подарка не может в полной мере заменить той радости, которую ребёнок испытывает от полноценного общения с родителями.

Несмотря на внешнее благополучие семьи, дети чувствуют себя обделенными, им не хватает родительской любви и ласки. И они проецируют свои проблемы на то, что наиболее значимо в их жизни, - деньги, игрушки. Любовь как бы подменяется радостью от приобретения понравившихся вещей, но с ростом потребности в любви у ребенка растет и потребность в деньгах, чтобы порадовать себя. Воруют такие дети, как правило, из карманов и кошельков своих же родителей. Им даже может казаться, что они не просто украли деньги, а отомстили родителям. При этом такие ребята, как правило, не воруют на улице или в гостях.

Рекомендации в этом случае могут быть такими: не стоит слишком жестко относиться к ребенку, т.к. постоянные запреты могут дать обратную реакцию. Если же принять во внимание то, что ребенку не хватает внимания, можно посоветовать следующее: боритесь с тягой к воровству, переключая ребенка на новые увлечения; гуляйте и занимайтесь его любимым делом с ним вместе; постарайтесь выделить время на полноценное общение с ребёнком; дайте ему почувствовать себя частью семьи (устраивайте семейные ужины, советуйтесь с ребенком и т.д.)

И еще несколько общих рекомендаций:

1. Не надо сразу ругать и наказывать ребенка за воровство, обзывать его вором и т.п. Естественно, родителям надо показать, что они очень расстроены; сказать, что на Ваш взгляд Вы не заслужили к себе подобного отношения, что Вы всегда относились к потребностям ребенка с пониманием и по мере возможностей старались, чтобы он не чувстввал себя чем-то обделенным.

2. Ребенок должен понять, что не смотря на то, что Вы не одобряете его поведение, вы его все равно любите, и хотите вместе с ним решить эту проблему.

3. Чтобы не провоцировать ребенка лишний раз на воровство, все деньги в доме должны быть под контролем, пересчитаны, и не валяться на видном месте. Ребенок должен иметь ввиду, что любая пропажа сразу обнаружится.

4. Если в той среде детей, с которыми дружит ребенок, принято иметь карманные деньги, то нужно давать их регулярно и сыну. А вот сдачу из магазина (от денег, выданных по-целевому на покупку) аккуратно принимать "назад в кассу".

Родителям нужно учитывать еще один тонкий психологический нюанс. В возрасте 11-12 лет подросток даже если хочет, то не может позволить себе выглядеть перед сверстниками "хорошим и отвечающим за себя" человеком. Засмеют. Поэтому к деньгам ребенка надо приучать задолго до того, как они попадут ему в руки. Если вы покупаете вместе с малышом ему подарок или что-то вкусное, обязательно предложите часть денег выделить на маленький сувенир бабушке, папе или младшей сестре. Пусть это войдет в практику. Плоды такого воспитания не заставят себя ждать. Прежде всего, подросток будет приучен думать не только о себе, расходуя карманные деньги не только на свои нужды, но и покупая что-то для близких. А ваша благодарность будет подкреплять в нем ощущение себя как "я - хорошего", "я - великодушного". Вряд ли у такого ребенка возникнут проблемы с воровством.

0

16

У трудных родителей - трудные дети: Перефразируя Толстого, можно сказать про детей: все хорошие, послушные дети хороши одинаково, но каждый трудный ребенок труден по-своему.
АИФ

0

17

психологи утверждают, что первые попытки ребёнка действовать автономно от окружающих проявляются к 3 годам, так определяют его полную готовность к детскому саду и т.д. следующее новообразование - это укрепление позиций ребёнка среди своих сверстников, и дальше два пути: станет лидером или постоянно будет ссылаться на мнение друзей(типа - а вот Вася...). в любом случае родители временно отойдут на второйплан, т.к. в своей среде он - взрослый и умный, а дома - маленький и с его мнением не считаются. изменить ситуацию в свою пользу можно, если подкорректировать роль ребёнка в семье.

0


Вы здесь » Возрастная психология » Общие. » Трудные дети.