ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования человека в связи с возрастом – на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Возрастная перидизация психического развития:
1. Новорождённый (0-2мес.);
2. Младенчество (2мес. - 1год);
3. Раннее детство (1год - 3года);
4. Дошкольное детство (3 - 6-7лет);
5. Младший школьный возраст (6-7 - 10-11лет);
6. Подростковый, отроческий возраст (10-11лет - 14-15лет);
7. Юность (ранняя 14-15 - 17лет, поздняя 17 -21год);
8. Взрослость: молодёжь и зрелость (ранняя 20 - 30лет, средняя зрелая взрослость 30 - 60лет)
9. Взрослость: старение и старость (пожилой возраст 60 - 75лет, старость 75 - 90лет, долгожительство свыше 90лет)
Каждый возрастной этап характерен социальной ситуацией развития (например, для младенчества - ситуация эмоционального единства ребёнка и взрослого,т.е. "мы"),ведущей деятельностью (для периода раннего детства она - орудийно предметная,т.е. предметно-манипулятивная), особенностями общения, психическими новообразованиями (для дошкольного периода: воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, новые мотивы поведения, иерархия мотивов, произвольность поведения, первичные этические инстанции, самосознание, самооценка, практическое овладение речью и развитие функций речи), кроме того теми специфически возрастными задачами освоения внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства человека. Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической.
К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся:
1) создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
2) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
3) организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.