Жить ради детей - лучше жить!

Возрастная психология

Объявление

1.Форум для родителей и потенциальный родителей. Создаётся воронежским психологом Гришиным Владимиром Николаевичем. Русскоязычным родителям профессиональные знания в первую очередь. 2.Психологические консультации: достижение высоких результатов в спорте, карьере, творчестве.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Воображение.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Воображение  -  особая форма    психики,  которая  может  быть  только  у
человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью  изменять  мир,
преобразовывать действительность и  творить  новое.  Прав  был  М.  Горький,
говоря, что « именно вымысел поднимает человека над  животным»,  потому  что
только у человека, который,  являясь  существом  общественным,   преобразует
мир, развивается подлинное воображение.
   Обладая  богатым  воображением,  человек может жить в разном времени, что
не может   себе   позволить   никакое  другое   живое   существо   в   мире.
Прошлое  зафиксировано  в  образах  памяти,  а  будущее  представлено      в
мечтах   и   фантазиях.
   Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то,  что
дано восприятием. Эти изменения и преобразования  могут  выразиться  в  том,
что  человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е.  создаст,
себе картину того, чего в действительности никогда сам не  видел.  Например,
сообщение о полете в космос  побуждает  наше  воображение  рисовать  картины
фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в  окружении  звезд
и планет.
   Воображение может, предвосхищая будущее,  создать  образ,  картину  того,
чего вообще не было. Так космонавты могли в  своем  воображении  представить
полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только  лишь  мечтой,
еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
   Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от  действительности,
который   создает   фантастическую   картину,    ярко    отклоняющуюся    от
действительности. Но и в этом  случае  оно  в  какой-то  мере  отражает  эту
действительность. И воображение тем плодотворнее и  ценнее,  чем  в  большей
мере  оно,  преобразуя  действительность  и  отклоняясь  от   нее,  все   же
учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
   Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить  его
особенности и выявить его   действительную  природу.  В  научной  литературе
существует очень много  подходов  к  определению  воображения.  Обратимся  к
некоторым из них и определим основные особенности воображения.
   С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет  от  прошлого  опыта,  это
преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.
   Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые
накоплены прежде,  а  строит  какие-то  новые  ряды  из  прежде  накопленных
впечатлений.  Таким  образом,  привнесение  нового  в  наши  впечатления   и
изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше  не
существовавший  образ,  составляет  основу  той  деятельности,  которую   мы
называем воображением”.
   Согласно   Е.И.Игнатьеву,   “основной   признак   процесса    воображения
заключается в преобразовании и  переработке  данных  и  материалов  прошлого
опыта, в результате чего получается новое представление”.
   А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать
новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на  основе
преобразования полученных от действительности впечатлений”.
   Как видно из определений, существенным  признаком  воображения  считается
способность субъекта создавать новые образы. Но этого  недостаточно,  потому
что нельзя тогда провести различия  между  воображением  и  мышлением.  Ведь
мышление человека  (создание  познавательных  образов  посредством  выводов,
обобщений,  анализа,  синтеза)  не  может  быть   просто   отождествлено   с
воображением, потому что создание новых знаний и понятий  может  происходить
и без участия воображения.
   Многие исследователи отмечают,  что  воображение  есть  процесс  создания
новых образов,  протекающий  в  наглядном  плане.  Такая  тенденция  относит
воображение  к  формам  чувственного  отражения,  другая  же  считает,   что
воображение создает не только новые чувственные  образы,  но  и  продуцирует
новые мысли.
   Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано
не только с мышлением,  но  и  чувственными  данными.  Воображения  нет  без
мышления,  но  оно  не  сводится  и  к  логике,  так  как  в   нем    всегда
предполагается преобразование чувственного материала.
   Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и
преобразование прошлого опыта, и то, что  такое  преобразование  совершается
при органическом единстве чувственного и рационального.

0

2

Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

0

3

Благодаря воображению ребенок может воссоздать в своем уме образ живого льва, которого он видел в зоопарке, или кита, увиденного ранее на картинке. У некоторых детей воссоздаваемый образ настолько выразителен, что им представляется все воображаемое реальной действительностью. Есть дети, воображение которых способно создавать образы предметов и ситуаций, которых они никогда не видели и не переживали.

0