В работе  исследований  Л.И.Божович,  Л.С.Славиной,  Т.В.Ендовицкой
доказано, что существует  сложная  связь  между  интеллектуальным  развитием
школьников и их возможностями в построении суждений на моральную  тему.  При
развитой   способности    действовать     «в    уме»    дети    обнаруживают
самостоятельность  в   решении   моральных   проблем,   у   них   появляется
независимость суждений, а также  стремление  к  самостоятельному  построению
задачи на моральную тему.
          В своих исследованиях особенностей моральных  суждений  школьников
Н.Э.Фокина   и  ее  помощники  выделяют  следующие  изменения  в  содержании
моральных суждений учащихся старших классов и учащихся первых  классов:  «1.
Обогащение,  усложнение  воссоздаваемого    детьми   причинно-мотивационного
содержания ситуации поступка. Это выражается , например, в том,  что  многие
старшеклассники  выдвигают  одновременно  по  несколько  возможных   мотивов
поведения и отношения к поступку.  Содержание их мотивов богаче.  Их  ответы
более развернуты . 2.  Значительное  увеличение  числа  детей,  в  суждениях
которых проявляется разносторонний подход  к  оцениваемому  поступку.  3.  У
старшеклассников исчезают  ответы,  где  в  основе  моральной  оценки  лежит
отношение  к  правилу  как  таковому,  без  его  опосредования  нравственной
целью.4. Увеличивается количество суждений,  в  которых  выполнение  правила
связывается  с  поведением   человека   в   целом,   с   его   нравственными
качествами.5.  Значительно  увеличивается  количество  суждений,  в  которых
выдвигаются требования, специфические для каждого  возраста.  Эти  моральные
требования  отражают  стремление  и  умение  старших  школьников   учитывать
интересы другого человека».