Хорошая ли память у вашего ребенка?
— Мама, я сегодня по истории получила три с минусом.
— Тройку с минусом? Ты же вчера долго готовилась к уроку истории.
— Готовилась и очень старалась. Я знала, что меня вызовут. А когда стала отвечать, то почувствовала, что ничего не помню. Едва вспомнила самые важные события. Стоило ли так много готовиться к уроку?
— Может быть, плохо занималась?
— Но ведь папа спрашивал меня вечером, и я все хорошо знала. Когда меня вызывают к доске, я очень нервничаю и все забываю. Контрольные работы мне выполнять легче. Когда я пишу, то не нервничаю так, как во время устного ответа.

***
Вернувшись из школы, дети часто рассказывают родителям, что во время ответа забыли хорошо выученный дома урок и получили низкую отметку. Родители чаще всего слушают их рассказ с недоверием. Им кажется, что не может быть никаких преград на пути к хорошей отметке, если ребенок усвоил заданный на дом материал. Всегда ли это так: добросовестно выучил, значит, все запомнил?

Раздумья о развитии памяти у детей начинаются у родителей чаще всего в связи с возникновением трудностей и неудач в школе.

Память важна для ребенка не только в связи с учебой в школе. Она играет колоссальную роль во всем процессе развития ребенка. Память помогает ребенку осваивать различные навыки, необходимые в жизни. Благодаря памяти ребенок учится говорить, считать, петь, рисовать, играть, вести себя в различных ситуациях, накапливая жизненный опыт, который, закрепляясь, составляет основу дальнейшего развития.

Качество памяти зависит от возраста ребенка. У маленьких детей запоминание осуществляется непроизвольно, без сознательного и направленного усилия. Дети постарше, начиная с шести-семи лет, уже могут ставить перед собой цель что-то выучить и запомнить. Интенсивное развитие памяти наблюдается в школьные годы, в основном в средних классах и в юношеском возрасте.

У детей дошкольного возраста и учеников первых четырех классов преобладает механическая память, заключающаяся в верном закреплении и воспроизведении получаемой информации. Дети этого возраста легко заучивают стихотворения, даже тогда, когда в них встречаются непонятные им выражения и содержание которых они не всегда могут рассказать своими словами. Дети среднего школьного возраста и старше пользуются логической памятью. Они связывают полученные сведения в осмысленное целое, закрепляя в памяти, прежде всего главную мысль события или ситуации, отделяя существенное от менее важных деталей.

Функционирование памяти зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Одни дети быстро запоминают, по так же быстро забывают, так как память у них непрочная. Другие дети вынуждены заучивать дольше, зато запоминают тверже и лучше. Есть и такие дети, которые запоминают быстро и надолго.

У некоторых детей преобладает зрительная память. Они легче и прочнее запоминают зрительные образы; когда занимаются по учебнику, обычно помнят графический облик страницы, в каком месте находится выученный текст, где расположены иллюстрации. Такие дети учатся быстрее и стабильнее, если подчеркивают отдельные места текста, рисуют графические схемы, делают записи. Дети со слуховой памятью легче запоминают слуховые впечатления. Заниматься по учебникам им легче, когда они могут читать текст вслух или слушать, как его читает кто-то другой. Есть, наконец, дети, которые лучше всего запоминают текст, если читают его сами, как бы про себя, но шевелят при этом губами.

Процессы запоминания зависят от особенностей духовного развития ребенка, от его наблюдательности, от способности концентрировать внимание. Прочнее и быстрее ребенок запоминает то, что его интересует. Заинтересованность — это мобилизация внимания, она вызывает активное отношение, желание запомнить. Поэтому дети легче учатся по тем предметам, которые любят, которыми интересуются. Бывает, что ребенок испытывает трудности с запоминанием исторических дат, зато превосходно помнит даты всех спортивных олимпиад, результаты многих спортивных рекордов, так как спортом оп интересуется, а историей нет.

На процессы запоминания большое влияние оказывают эмоциональные переживания (как приятные, так и неприятные). Это влияние весьма многосторонне. Легче поддается закреплению в памяти информация, связанная с сильными ощущениями. Значительно труднее закрепляется материал, лишенный эмоциональной окраски. Переживания влияют не только на память. Волнение, граничащее со страхом, дезорганизует деятельность психических процессов, отрицательно влияет и на воспроизведение закрепленного в памяти материала. Например, ответ на уроке «строгой» учительнице для некоторых детей является причиной затруднений. У других детей, с более стойкой нервной системой, в такой ситуации, наоборот, может возникать напряжение, мобилизующее все его силы, положительно влияющие на функционирование памяти.

Прочное запоминание учебного материала в большой степени - зависит от методов учебы, применяемых детьми при подготовке уроков, а также от условий, в которых они занимаются. Легче запоминает текст учебника тот ребенок, который садится за уроки отдохнувшим после школы, задолго до вечера, но не сразу после еды. Легче занимается тот ученик, у которого есть система и режим работы.

Взрослые должны помогать детям совершенствовать свою память. Дети младшего возраста, как правило, не понимают необходимости развивать свою память, они даже не пытаются ставить перед собой такую задачу.

Родители должны понимать свою роль в формировании и развитии памяти своих детей. Для этого надо систематически наблюдать за ребенком, изучать особенности его развития, в том числе особенности формирования его памяти.